• тифлисские ворота

Поиск

Дуэль Лермонтова

«Государь Император, Николай I повелеть соизволил: Майора Мартынова посадить в крепость на гауптвахту на три месяца и предать церковному покаянию».

Вехи истории

5 мая 1785 г.

Указ Екатерины II об образовании Кавказского наместничества, включившего две области: Кавказскую и Астраханскую. В Кавказскую область
входили уезды: Екатериноградский,
Кизлярский, Моздокский, Георгиевский,
Александровский и Ставропольский. Административным
 центром стал
Екатериноград.

Институт наместничества

Институт наместничества на Северном Кавказе.

30 января 1844 г. был издан Высочайший рескрипт на имя генерал-адъютанта графа Воронцова «О усилении прав главно-управляющего гражданской частью на Кавказе». Этим документом был восстановлен ранее уже применявшийся законодателем на Кавказе административный институт – наместничество. Наместнический статус предполагал максимальную степень централизации власти в руках высшего должностного лица в регионе – наместника, которому предоставлялась независимость от правительственных органов, а также право по любым вопросам обращаться непосредственно к императору. Согласно «Рескрипту», к «общему составу гражданского на Кавказе управления» присоединялась и Кавказская область. При этом наместник сохранял «главное начальство» над гражданской, в том числе и судебной частью управления, что выражалось в наличии права приостановления исполнения приговоров или, в ряде случаев, пересмотра судебных решений. По всем делам, превышавшим ведомственную компетенцию, областное начальство должно было делать представления наместнику, а не обращаться в центральные министерства. Особые и до известной степени автономные системы органов отправления правосудия на территории Северного Кавказа к середине XIX в. сохранялись среди инородческих обществ региона, а также у казачьего сословия. В 1845 г. было издано Высочайше утвержденное «Положение о Кавказском казачьем линейном войске», дарованное казакам императором в знак особенного благоволения за успехи в службе. Оно упорядочивало органы власти и управления, сложившиеся в казачьей среде на Кавказе, а также распространило на все сословия «права и преимущества, присвоенные чинам нашей [регулярной] армии», и действие ряда общероссийских узаконений. 

Кавказское линейное казачье войско.

Кавказское линейное казачье войско в соответствии с «Положением» 1845 г. занимало земли Кавказской области от границ Черноморского казачьего войска до Каспийского моря. Главное правление войска учреждалось в областном центре г. Ставрополе. Земли войска разделялись на 17 полковых округов, а сами округа дробились на более мелкие административные единицы – станицы. Местное управление войска по военной и гражданской части составляли: 1) войсковой наказной атаман; 2) войсковое дежурство; 3) войсковое правление; 4) бригадные управления; 5) временные военно-судные комиссии; 6) полковые и станичные управления; 7) торговый словесный суд.Войсковой наказной атаман по гражданской части наделялся правами гражданского губернатора. В его обязанности входил надзор за законностью в войске, к нему также поступали для утверждения приговоры по «военно-судным делам» в форме доклада от войскового дежурства. Этими делами ведал так называемый третий стол войскового дежурства. В его полномочия входили «учет лиц, находящихся под следствием и судом; наблюдение за производством дел по правилам военного суда и содействие их «успешному производству»; рассмотрение представляемых из временных военно-судных комиссий дел и приговоров и подготовка их для доклада наказному атаману или командующему войсками на Кавказской линии; приведение в исполнение приговоров, утвержденных Главнокомандующим корпусом, Командующим войсками на линии и наказным атаманом; рассмотрение претензий и жалоб офицеров и нижних чинов, производство по ним следствий и «удовлетворение обиженных»; переписка с полками и другими ведомствами по военно-судной части». К обязанностям бригадных командиров в области судопроизводства относились предание суду виновного в совершении преступления, т. е. возбуждение дела, а также наблюдение за «скоростью и пра-вильностью» производства военно-судных дел.

Особую судебную инстанцию в Кавказском линейном казачьем войске представлял торговый словесный суд.Целью учреждения этого органа являлось избавление казаков, занимавшихся торговлей, от необходимости вступления в письменное судопроизводство «во взаимных между собой и посторонними людьми спорах».Суд начинал функционировать с момента, когда количество членов торгового общества достигало 50 человек.Члены общества ежегодно избирали из своей среды в торговый суд двух судей, утверждаемых в должности войсковым наказным атаманом. Со-держание суда возлагалось на самих членов торгового общества. В своей деятельности торговые суды руководствовались общими правилами, принятыми в отношении словесных судов при городских магистратах. К рассмотрению принимались тяжбы и споры «как по частным письмам, векселям, запискам, купеческим книгам и счетам, так и в бесписьменных торговых делах не только между торговыми казаками, но и лицами других состояний, имевшими с ними дела и расчеты по торговле», решение по которым должно было быть вынесено в восьмидневный срок. В случае, если дело, рассматриваемое в торговом суде, по какой-либо причине требовало письменного разбирательства либо не могло быть разрешено в восьмидневный срок, оно подлежало передаче в войсковое правление Казачьего линейного войска.Недовольные решением суда могли возбудить новое разбирательство в других инстанциях. Торговый словесный суд находился в подчинении войскового, бригадного и полкового управлений, исполняя адресованные ему указы и предписания, в ответ предоставляя рапорты и донесения. Со станичными правлениями суд «сносился сообщениями». 

Временные военно-судные комиссии.
Временные военно-судные комиссии – судебные инстанции Кавказского казачьего линейного войска,осуществлявшие производство «военного суда над всеми чинами». Всего учреждались две комиссии, «по одной на каждые четыре бригады», в их состав входили презус, три асессора и аудиторы. Презус и асессоры назначались наказным атаманом из числа войсковых штаб- и обер-офицеров. Комиссии созывались по мере необходимости, т. е. не были постоянно действующими судебными органами.Дела на рассмотрение передавались войсковым наказным атаманом или бригадным командиром. В производстве дел комиссии руководствовались общими постановлениями о военных судах. Все приговоры вместе с оригиналами материалов дел комиссии передавали бригадным командирам, в ведении которых состоял подсудимый. 


Полковые и станичные правления.

Полковые и станичные правления представляли местную исполнительную власть на территории полков и станиц. Станичные правления состояли в подчинении полковых. В состав станичных правлений входили избираемые на трехлетний срок и утверждаемые в должности наказным атаманом судьи. Дела казаков между собой подлежали разбору станичными, полковыми или войсковыми правлениями.В 1845 г. отдельная норма «Учреждения для управления Закавказским краем» 1840 г. была распространена на Кавказскую область. Сенатский указ от 23 октября 1845 г. «О представлении в Сенат тяжебных дел, сопряженных с казенным интересом чрез Кавказского наместника»предусматривал предоставление всех документов по гражданским делам, в которых затрагивались государственные интересы, в Правительствующий Сенат через посредство Кавказского наместника.