• тифлисские ворота

Поиск

История Ставрополья в
1777г. когда князь Григорий Потемкин, занимавший тогда пост  наместника
Астраханского, Новороссийского и
Азовского, представил Екатерине II доклад
«Об учреждении
линии от
Моздока до
Азова»


Вехи истории

5 мая 1785 г.

Указ Екатерины II об образовании Кавказского наместничества, включившего две области: Кавказскую и Астраханскую. В Кавказскую область
входили уезды: Екатериноградский,
Кизлярский, Моздокский, Георгиевский,
Александровский и Ставропольский. Административным
 центром стал
Екатериноград.

Судебная реформа 1864 года и становление судебной системы в Ставропольской губернии

Судебные уставы

      Судебная реформа 1864 г. относится к числу событий, преобразовавших российскую действительность 1860–1870-х гг. 

     Подготовка к судебной реформе началась осенью 1861 г., когда были выработаны и высочайше одобрены «Основные положения преобразования судебной части в России», которые, в свою очередь, были опубликованы и разосланы для отзывов зарубежным юристам, а также на соответствующие университетские кафедры и в судебные учреждения. После обсуждения эти «Положения» легли в основу разработки «Судебных уставов». 

     В августе 1864 г. проекты уставов были внесены в Государственный совет, а после одобрения им и императором получили силу закона. Указом Александра II от 20 ноября 1864 г. были утверждены: 1. Судебные установления. 2. Устав гражданского судопроизводства. 3. Устав уголовного судопроизводства. 4. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями45. 

     Еще 29 сентября 1862 г. в «Основных положениях судоустройства» было провозглашено, что «власть судебная отделяется от исполнительной, административной и законодательной»46, а также были введены принцип независимости и несменяемости судей и судебных следователей, равенство всех сословий перед законом, гласность и состязательность судопроизводства, участие в нем присяжных заседателей и адвокатов. Отменялись сословный принцип организации суда и особые суды для каждого сословия.       

     Число судебных инстанций сократилось с четырнадцати до трех – окружной суд, судебная палата, Сенат.
     Создателям судебных уставов так и не удалось определить ответственность должностных лиц и административных учреждений перед судом, а также право граждан на обжалование их действий. Предавать суду чиновников за их злоупотребления можно было лишь с разрешения губернатора. Хотя в 1863 г. были отменены телесные наказания (шпицрутенами, кнутами, клеймением и т. п.), осталась, как


тогда говорили, «привилегия быть секомыми» для крестьян (по решениям волостных судов), ссыльных, каторжных и штрафных солдат. 

     Тем не менее, судебная реформа 1864 г. явилась самым крупным в истории дореволюционной России шагом к правовому государству. Все ее принципы и учреждения способствовали становлению в стране цивилизованных норм законности и правосудия. В связи с этим важным было то, что с принятием уставов 1864 г. изменилась вся система судоустройства и судопроизводства. 

     Судебные уставы ввели стройную систему судебных органов с определяемой законом компетенцией. Образовывались мировые суды для рассмотрения малозначительных уголовных и гражданских дел, замыкавшиеся на уровне уезда, и система общих судебных установлений (окружные суды, охватившие территорию нескольких уездов, и судебные палаты, юрисдикция которых распространялась в пределах нескольких губерний). Высшей судебной инстанцией, объединившей систему мировых и общих судов, был Сенат. 

    Вводились новые судебные учреждения – коронный и мировой суды. Коронный суд имел две инстанции: первой являлся окружной суд (обычно в каждой губернии, которая составляла судебный округ), второй – судебная палата, объединявшая несколько судебных округов и состоявшая из уголовного и гражданского департаментов. Принимавшие участие в судебном разбирательстве по уголовным делам присяжные заседатели избирались из населения на основе умеренного имущественного ценза (не менее 100 десятин земли или любая другая недвижимость в 2000 рублей в столицах и 1000 рублей в губернских городах). 

     Для каждого дела назначались по жребию 12 присяжных, которые выносили вердикт, устанавливая, виновен ли подсудимый в инкриминируемом ему деянии, и если виновен, то не заслуживает ли снисхождения? На основе вердикта суд в составе председателя и двух членов принимал постановление об освобождении оправданного присяжными подсудимого или определял меру наказания признанному виновным. 

      Решения, принятые окружным судом с участием присяжных заседателей, считались окончательными, а без их участия могли быть обжалованы в судебной палате. Решения окружных судов и судебных палат, принятые с участием присяжных заседателей, могли быть обжалованы в высшей кассационной инстанции – Сенате – только в случае нарушения законного порядка судопроизводства или обнаружения каких-то новых обстоятельств по делу. Сенат, не решая дела по существу, пере давал его на вторичное рассмотрение в другой суд либо в тот же суд, но с другим составом судей и присяжных заседателей. 

      «Крестными отцами» суда присяжных в России были видные юристы Дмитрий Александрович Ровинский, Сергей Иванович Зарудный и Николай Андреевич Буцковский, детально разработавшие статьи соответствующего законодательства. При этом были учтены как зарубежный опыт деятельности суда с участием присяжных заседателей, так и особенности национальной истории и менталитета. 

      Для разбора мелких правонарушений и гражданских тяжб с иском до 500 рублей в уездах и городах учреждался мировой суд с упрощенным

     производством в составе одного судьи, без присяжных заседателей и адвокатов. Состав мировых судей избирался на уездных земских собраниях, а в столицах и Одессе – городскими Думами сроком на три года. 

     Судебными уставами была предусмотрена должность почетных мировых судей, так же и на тех же условиях избиравшихся из местных жителей. Они не получали жалованья, могли сочетать судебную деятельность с другими занятиями и рассматривали дела в случае болезни или отсутствия участковых мировых судей, но только по просьбе обеих тяжущихся сторон. Кроме того, при нехватке кандидатов, которые могли быть избраны в мировые судьи в соответствии с требованиями о наличии возрастного, образовательного и имущественного ценза, недостающее число судей (добавочных) могло быть назначено на срок до очередных выборов первым департаментом Сената по представлению министра юстиции из числа лиц с высшим или средним образованием, не обладающих требуемым законом для избрания в мировые судьи имуществом. Каждый съезд в судебном отношении составлял мировой округ, который делился на мировые участки, подведомственные мировому суду данного участка. Его решения могли быть обжалованы на уездном съезде мировых судей. Председатели и члены судебных палат и окружных судов утверждались императором, а мировые судьи – Сенатом. После этого они по закону не подлежали ни увольнению в административном порядке, ни временному отстранению от должности. Они могли быть отстранены только в случае привлечения к суду по обвинению в уголовном преступлении, причем решался этот вопрос также в судебном порядке. 

     Высшей мировой инстанцией являлся съезд мировых судей – собрание почетных и участковых мировых судей каждого мирового округа. Председатель съезда выбирался из мировых судей, как и они, на трехлетний период. Съезды собирались в назначенные сроки на сессии для окончательного решения дел, подлежащих мировому разбирательству, а также для рассмотрения в кассационном порядке просьб и протестов об отмене окончательных решений мировых судей. Дела, поступившие на рассмотрение съезда, являвшегося апелляционной инстанцией для мировых судей округа, могли быть обжалованы в кассационном порядке только в Сенате. 

     Еще одним значимым аспектом судебной реформы стало создание института присяжных поверенных – адвокатуры, а предварительное следствие по уголовным делам, которое ранее осуществлялось полицией, теперь перешло в руки судебных следователей. Присяжные поверенные и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование, а первые, кроме того, еще пятилетний стаж службы по судебному ведомству. 

     Надзор за законностью действий судебных учреждений осуществлялся оберпрокурором Сената, прокурорами судебных палат и окружных судов. Они подчинялись непосредственно министру юстиции как генерал-прокурору. Каждый прокурор имел штат помощников – «товарищей прокурора». Однако значение судебной реформы 1864 г. умалялось рядом положений судебных уставов – изъятием некоторых категорий дел из компетенции суда присяжных (в том числе о государственных преступлениях), сохранением системы поощрений судей местной администрацией.